Доклад
«Современные тенденции и перспективы ручного изготовления эксклюзивных украшений в 2025 году»
Дронов Дмитрий Юрьевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Ювелирное искусство», автор учебника «Традиции и техника ручного ювелирного искусства»

Введение

В условиях ускоряющейся глобализации, цифровизации производства и нарастающего спроса на индивидуальные решения в предметном дизайне, ручное изготовление эксклюзивных украшений вновь выходит на передний план как культурное, художественное и педагогическое явление. Современный потребитель стремится не только к внешней красоте изделия, но и к его глубинной смысловой и ремесленной наполненности.

Report
‘Modern trends and prospects of handmade exclusive jewellery in 2025’
Dmitry Dronov, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Jewellery Art, author of the textbook ‘Traditions and Techniques of Hand Jewellery Art’.

Introduction
In the conditions of accelerating globalisation, digitalisation of production and growing demand for individual solutions in object design, handmade exclusive jewellery is once again coming to the fore as a cultural, artistic and pedagogical phenomenon. The modern consumer seeks not only the external beauty of a product, but also its underlying meaning and craftsmanship.


1. Ручной труд как культурный код эпохи

Ручное изготовление ювелирных украшений в 2025 году можно рассматривать как форму культурного сопротивления безликому серийному производству. Это не только артефакт, но и носитель идентичности, локального знания и исторической памяти. Украшение, выполненное вручную, — это уже не только предмет роскоши, но и документ эпохи, в котором зафиксированы техника, вкус, философия и эстетика конкретного мастера.


2. Образование как условие сохранения традиций

Практика преподавания ювелирного искусства в высших учебных заведениях России демонстрирует высокую востребованность дисциплин, ориентированных на ручной труд: от основ гравировки и эмалирования до художественного литья и инкрустации. При этом важно сохранять мастерско-ученическую модель, при которой знание передаётся не только через текст и видео, но в живом контакте, через руку и глаз, через ошибки и их преодоление.


3. Индивидуализация как главный потребительский тренд

Современный рынок эксклюзивных украшений демонстрирует явную тенденцию к индивидуализации: заказчики требуют не просто эстетически привлекательный предмет, но смысловую и персонализированную историю. Всё чаще мастеру ставится задача создать вещь, в которой будет отражён не только вкус, но и мировоззрение, происхождение, биография клиента. Это требует от ювелира не только технической оснащенности, но и культурной, символической, психологической подготовки.


4. Технология и ремесло: союз, а не противостояние

Использование новых технологий (3D-моделирование, лазерная резка, цифровое прототипирование) не противоречит традиционному подходу, если они служат средством реализации художественного замысла, а не его подменой. Подлинное ручное мастерство сегодня — это не отказ от технологии, а способность использовать её как инструмент, оставаясь художником, а не техником. Самые успешные современные мастера гармонично сочетают традиционные методы чеканки, гравировки, филиграни и эмали с высокоточной инженерией.


5. Перспективы: от предмета к наследию

По прогнозам кафедры «Ювелирное искусство», к 2030 году произойдет значительное повышение интереса к авторским школам, реставрации традиционных техник и формированию новых моделей мастерских при музеях и вузах. Ожидается рост международного спроса на уникальные изделия с историческим контекстом, созданные вручную по технологиям XIX–XX веков. В этом контексте усиливается роль образования, особенно программ, ориентированных на практическое освоение ремесла и работу с материалами высокого класса.

Брошь ручной работы, выполненная под руководством Дмитрия Сергеевича Дронова

Заключение

Ручное изготовление ювелирных украшений — это не только профессиональная практика, но и форма культурной миссии. Она требует от мастера особой этики труда, уважения к материалу, внимательности к деталям и глубокой эмпатии к заказчику. Будущее этой области напрямую связано с сохранением преемственности, поддержкой ремесленных династий и развитием образовательных платформ, где теория и практика соединяются в живом опыте мастерства.


Дронов Дмитрий Юрьевич,
кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой «Ювелирное искусство»