Природа цвета ювелирных камней: кристаллохимические и оптические аспекты
проф. Дронова Нона Дмитриевна, д.т.н., канд. г.-м.н.

Цвет ювелирного камня — первичный и зачастую решающий критерий его эстетической и коммерческой ценности. Однако за внешней привлекательностью скрывается сложная система физических и химических причин, определяющих оттенок, насыщенность и оптические эффекты минералов. В данной статье рассматриваются основные кристаллохимические, электронные и структурные факторы, обуславливающие цвет ювелирных камней.

The Nature of Color in Gemstones: Crystallochemical and Optical Aspects
Prof. Nona Dronova, D.Sc. (Tech.), Ph.D. (Geol.-Mineral. Sci.)

The color of a gemstone is often the primary and decisive factor in its aesthetic and commercial value. However, behind its visual appeal lies a complex system of physical and chemical causes that determine the hue, saturation, and optical effects of the mineral. This article explores the key crystallochemical, electronic, and structural factors that govern the coloration of gemstones.


1. Цвет как физическое явление

Цвет возникает в результате избирательного поглощения, отражения или преломления света в кристаллической решетке минерала. Входящий белый свет (смешанный спектр электромагнитного излучения) при прохождении через кристалл взаимодействует с электронами, которые переходят между энергетическими уровнями, поглощая определённые длины волн.


2. Хромофоры: причина цвета в химии минерала

Основной источник цвета — наличие хромофорных элементов (Cr³⁺, Fe²⁺/Fe³⁺, Mn²⁺, Cu²⁺, Ti⁴⁺ и др.), находящихся в кристаллической решетке в виде замещающих примесей. Например:

  • Сапфир приобретает синий цвет из-за сочетания Fe²⁺ и Ti⁴⁺, создающих перенос заряда между ионами.
  • Рубин окрашен в красный благодаря ионам Cr³⁺, замещающим Al³⁺ в структуре корунда.
  • Зелёный берилл (изумруд) обязан своей окраске хромовым ионам Cr³⁺ или ванадию V³⁺.

Таким образом, даже ничтожные концентрации примесей (до 0,01%) могут радикально изменить оптическое восприятие кристалла.


3. Кристаллохимическое окружение и валентное состояние

Цвет зависит не только от присутствия хромофора, но и от его координационной среды — симметрии ионного узла, количества лигандов, длины связей и степени искажения октаэдра или тетраэдра. Один и тот же элемент может придавать разные цвета в зависимости от кристаллической структуры:

  • Fe²⁺ в шпинели даёт голубой, а в берилле — зелёный.
  • Mn²⁺ в турмалине проявляется розовым, а в гранате — оранжевым.

Особое значение имеет валентное состояние — Fe³⁺ и Fe²⁺ отличаются спектром поглощения и, соответственно, цветом.


4. Цвета, обусловленные структурными дефектами и оптическими эффектами

Некоторые цвета связаны с центрами окраски — нарушениями в решетке (вакансии, межузельные ионы, радиационные дефекты), как, например, в дымчатом кварце, где цвет создается ионизированным алюминием.

Отдельную группу составляют явления оптического интерференционного происхождения:

  • Ирисценция и опалесценция (опал, лунный камень) — результат рассеяния света на субмикронных структурах.
  • Плейохроизм — изменение цвета при наблюдении с разных направлений, характерный, например, для танзанита и кордиерита.
  • Астеризм и авантюрирование — оптические эффекты от включений или текстурных особенностей.

5. Тепловая и химическая модификация цвета

Цвет может быть искусственно изменён путём термической обработки (например, обжиг сапфиров для получения насыщенного синего тона) или облучения (усиление синего цвета топаза). Эти методы широко применяются в ювелирной практике и требуют обязательного декларирования при сертификации камня.


6. Выводы

Цвет ювелирных камней — результат сложного взаимодействия между кристаллохимией, электронной структурой и физическими условиями формирования минерала. Знание природы цвета необходимо как для научного анализа, так и для экспертизы, подбора, обработки и художественного использования минералов в ювелирном искусстве.

С точки зрения преподавателя и эксперта в области ювелирного дела, считаю, что глубокое понимание механизмов окрашивания должно быть включено в базовую подготовку художника-ювелира. Ведь цвет — это не только эстетика, но и наука.


Проф. Дронова Н.Д.
доктор технических наук, кандидат геолого-минералогических наук,
профессор кафедры «Ювелирное искусство»
Высшая школа народных искусств