Принцип спроса и предложения
В любой области хозяйственной деятельности стоимость товара подвержена влиянию закона спроса и предложения. Это так же верно и для рынка ювелирных изделий и драгоценных камней. Как только предложение падает или растет спрос, стоимость ювелирного изделия будет возрастать. Вызванная многими причинами ограниченность предложения некоторых типов ювелирных изделий будет увеличивать спрос на них, а следовательно, и стоимость. Ювелирное изделие, предлагаемое к продаже в престижном магазине, если оно сделано вручную и содержит редкие природные камни, вызывает острую конкуренцию среди покупателей из-за ограниченности предложения. В зависимости от спроса формируется и ассортимент предлагаемых к продаже изделий.
Ассортимент ювелирных украшений включает в себя их различные виды:
- украшения для рук (кольца, браслеты),
- украшения для головы (серьги, диадемы),
- шейные украшения (цепочки, ожерелья, колье, кулоны),
- украшения для платья (броши, заколки)
Принцип изменения
Стоимость ювелирных изделий в значительной степени зависит от социально-экономических условий, которые подвержены изменениям. Застой на рынке предметов роскоши, экономический кризис будут негативно сказываются на конъюнктуре рынка.
Жизненный цикл конкретного ювелирного изделия характеризуется колебаниями объема продаж и прибыли от реализации. Эти колебания определяются стадиями в рамках периода существования ювелирного изделия. Жизненный цикл охватывает пять стадий, которые конкретное ювелирное изделие проходит на рынке: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. В современных условиях жизненный цикл любого товара существенно сокращается, это касается и ювелирных изделий. Увеличить срок их эксплуатации можно за счет высокого качества изготовления и классического дизайна.
Принцип лучшего и наиболее эффективного использования
Этот принцип особенно часто применяется при оценке ссудного обеспечения. Лучшее и наиболее эффективное использование определяется как наиболее вероятное и рентабельное на момент оценки. Это такое использование ювелирного изделия, которое обеспечит наиболее высокую отдачу сегодня или в ближайшем будущем.
Анализ распадается на две части: оптимальное использование самого ювелирного изделия и оптимальное использование драгоценных металлов и драгоценных камней. В этом случае всегда надо рассматривать вариант невыплаты долговых обязательств. Для поиска наилучшего и наиболее рентабельного использования залога необходимо рассматривать оцениваемые драгоценные металлы и камни в ювелирном изделии с той точки зрения какие сырьевые материалы лежат в его основе.
В случае использования драгоценных металлов и драгоценных камней необходимо рассчитать, подлежат ли закрепленные драгоценные камни реставрации, каковы будут трудозатраты на реставрацию, изменится ли вес камней, изменятся ли их качественные и цветовые характеристики.
Принцип вклада
Как правило, произведенные в разумных пределах реставрационные работы (полирование, золочение, закрепка недостающих камней) влекут за собой увеличение стоимости ювелирного изделия. Но серьезные реставрационные работы (наложение эмали, реставрация вставок) могут добавить к стоимости меньше, чем произведенные затраты, при этом надо иметь в виду, что реставрация ювелирного изделия — вещь очень рискованная и очень сложно найти квалифицированного ювелира, который может успешно выполнить такую работу.
Принцип конкуренции
Конкуренция в полную силу действует на рынке ювелирных изделий. Если в настоящий момент в ювелирных магазинах ощущается неудовлетворенный спрос и ограниченная конкуренция, ювелирные изделия, особенно индивидуальные, могут быть быстро проданы и принести прибыль. Переизбыток предложения создаст трудности для реализации такого вида товара по средней рыночной стоимости.
Принцип соответствия
Действие принципа соответствия легко наблюдать, анализируя модные течения в производстве ювелирных изделий.
Определений моды встречается очень много, но все их можно свести к двум основным понятиям, отличным друг от друга.
Первое: мода — это то, что имеет в определенное время самое большое распространение, пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства.
Второе: мода — это непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта.
Общее для обоих понятий — систематическая смена моды, ее популярность и признание большинством.
Практика показывает, что людям свойственно стремление в тот или иной период времени к общим формам во внешнем облике. Но по отношению к ювелирным изделиям эта общность совершенно не исключает большого разнообразия .
Общность форм в ювелирных изделиях для каждого периода можно легко уловить. Специалисты-искусствоведы на этой основе датируют ювелирное изделие с точностью до нескольких лет. Вот это-то наличие общности форм в определенное время выражает моду на ювелирное изделие.
Наиболее важной чертой моды является ее смена другой модой. С появлением каждой новой моды ювелирные изделия, характерные для предшествующей моды, частично теряют свою эстетическую ценность.
Мода определяется появлением, а затем и преобладанием в определенном периоде времени новых форм ювелирных изделий, новых вставок, новых форм и видов огранки ювелирных камней, новой отделки ювелирных украшений.
Основная черта, определяющая моду, — новизна.
Эстетические потери, связанные с выходом ювелирных украшений из моды, заставляют продавать их по сниженным ценам (скупка драгоценных металлов у населения) или переделывать эти изделия в мастерских по индивидуальным заказам.
По степени модности ювелирные изделия можно разделить на следующие группы:
- изделия, выполненные по последним предложениям моды;
- изделия, рекомендованные как модные в текущем сезоне;
- изделия прошлых лет классических форм, продолжающие быть модными;
- изделия, вышедшие из моды, старомодные.
Ювелирные изделия в силу своей высокой материальной ценности менее подвержены категориям “модно”, “старомодно”, но и они, также как и другие предметы декоративно-прикладного искусства, выражают существо стиля, характерного для определенного времени.